homesitemap
запомнить меня

Есим Хан (годы правления: 1598–1645 гг.)

Есим (год рождения неизвестен – умер в 1645 г.), сын Шигай-хана, сменил на ханском престоле Тауеке­ла. Он является основателем династии казахских ханов Среднего жуза, правивших в XVII-XVIII веках.

Сыновья умершего Тауекел-хана были несовершеннолетними, а их дядя по отцу Есим был в тот момент правителем Ташкента и главой многотысячной действующей армии казахов, сосредоточенной в Тур­кестане. Есим был славным султаном и отважным воином, испытанным в государственных делах му­жем и привычным к военному образу жизни полководцем. Поэтому большинство султанов и воинов сош­лись в одном – быть ханом казахов Есим-султану. Но у новоизбранного хана в среде казахских султанов были недоброжелатели. Одному из них Турсун-султану в 1613–14 годах удалось узурпировать ханскую власть и править около 13 лет.

Пришедший в результате интриг и благоприятного стечения обстоятельств, Турсун хан погиб в 1626–27 году. После его гибели Есим во второй раз стал старшим казахским ханом.

Есим был правителем, который и в частной и общественной жизни действовал открыто и честно, не прибегая к интригам, тайным сговорам и коварным поступкам. Он был свободный от гордости и често­любия, приветливый и простой человек. Иными словами, был достойным ханом, славным и необхо­димым государству султаном. Обстоятельства сложились так, что он на тринадцать лет был фактичес­ки отстранен от власти и жил на чужбине в положении изгоя, Но и там показал себя достойным султа­ном и заслужил уважение людей. /Ref: www.tarih.spring.kz/ru/history/medieval/figures/esim/

При Есим-хане успешно завершилась длительная борьба за города на Сырдарье, оседло-земледельческие районы у южных, граничащих со среднеазиатскими, пределов. С тех пор этот регион навсегда стал казахстанским. Два столетия в него входили Ташкент с вилайетом. В пер­вые десятилетия своего правления Есим был занят единственной страстью – воевал. Воинственность – не лучшее качество человека. Она не­обходима только в битвах за родину. Но если солдат, полководец, хан воюют просто потому, что им нравится это занятие, то ни к чему хо­рошему это не приводит. Постоянные войны пагубно сказывались на благосостоянии простых тружеников, состоянии хозяйства, земле­делия, приводили к разрушению городов, селений, ирригационных систем. Казахское же государство приобрело такое гигантское степное пространство и множество городов на Сырдарье, что всякая попытка завоевания новых земель являлась для него бессмысленной и крайне обременительной. Кочевой образ жизни не выносит лишнего. Он безопасен и удобен только в своем замкнутом пространстве движения, ес­ли достаточно обильных пастбищ для скота.

Жизненной целью Есим-хана было строительство подвластного единому центру целостного государства. В этих целях он выработал и ак­тивно претворял в жизнь свою внутреннюю политику, которая нашла отражение в утвердившихся им правилах общественной жизни, обыча­ях и традициях. Народное предание связывает с его именем создание Уложения, известного как «Старая дорога Есима» («Есим ханнын ески жолы»), которые применялись в качестве правил и норм поведения вплоть до XIX-XX веков.

Есим-хан проводил политику единоначалия, беспрекословного подчинения ему народа, а по отношению к соседним странам вел захватничес­кую политику. В своей политике Есим-хан, опираясь на старые патриархальные обычаи, проповедовал такие традиционные институты и за­коны, как кровь за кровь, око за око, кровная месть, выплата куна, барымта, рабовладение, телесное наказание, многоженство, уплата ка­лыма, аменгерство, зекет, оброк, принудительные штрафы, религиозная нетерпимость. Вероятно, исходя из этого, народ и назвал архаич­ные методы, применявшиеся Есим-ханом «Старой дорогой…». Есим умер в почтенном возрасте и был похоронен в Туркестане вблизи от мав­золея Ходжи Ахмеда Ясауи в невысоком склепе кубической формы.

Хан Есим – один из самых почитаемых казахами правителей. Его имя произносится наравне с именем Касым-хана, а это говорит о многом. Он сохранил в строгой неприкосновенности границы своего государства, отстраивал города, оставил после себя свод законов, в которых раз­вил и укрепил уложения хана Касыма. Одна из его главных заслуг заключается в постановлении, что только избранные судьи – бии – могут вер­шить суд.

После смерти Есима Казахское государство вновь захлестнула мутная волна междоусобиц. Пользуясь этим, Бухарский хан направил свое войско на Ташкент и захватил его. Имамкули-хан передал управление городом одному из своих султанов. Понадобилась длительная, кро­вавая борьба, чтобы Ташкент вновь стал казахским городом. /Ref: www.tarih.spring.kz/ru/history/medieval/figures/ (