homesitemap
запомнить меня

О происхождении казахских родов сары-уйсун, дулат,  албан, суан, ысты, шапрашты, ошакты, сргелы    Автор: Ж.М. Сабитов    

Абстракт  

В данной статье рассматривается вопрос происхождения казахских родов Старшего Жуза: сары-уйсун, дулат, албан, суан, ысты, шапрашты, ошакты, сргелы с точки зрения популяционной генетики, истории и данных казахских устных генеалогий (шежире).

 Казахский  этнос  структурно  состоит  из трех Жузов.  В  состав  Младшего  Жуза  входят три  больших  объединения:  алимулы,  байулы и жетиру. В состав Среднего Жуза входят такие рода, как аргын, кипшак, керей, найман, уак, конырат. В состав Старшего Жуза входят такие рода, как сары-уйсун, дулат, албан, суан,  ысты,  шапрашты,  ошакты,  шанышкылы, сргелы, канлы, жалаир.

Согласно данным шежире  (устные  генеалогические  предания  казахов),  рода  Старшего  Жуза  происходит  от Майкы-бия, которого отождествляют с известным из письменным источников Байку, военачальником  Джучи  и  Бату.  Большинство  историков скептически относятся к данным шежире.  Данные  популяционной  генетики  позволяют  разделить  мифологические  и  реально существовавшие  части  шежире.  Проверке данных  шежире  Старшего  Жуза  посвящена данная статья. 

 В  казахстанской  исторической  науке  утвердился  ряд  положений,  которые  принимаются и разделяются большинством исследователей. Так, согласно данным положениям, некоторые  казахские  рода,  принадлежащие  к одной группе (например, байулы и алимулы) имели разное происхождение. На основе ДНК-данных [2] уже было установлено, что подроды, входящие в байулы и алимулы, имеют одного мужского предка, жившего относительно недавно. Основываясь на том, что эти два рода  известны,  как  алшины,  была  высказана идея, что байулы и алимулы - это две ветви алшинов,  которые  также  известны  как  алчи-татары у Рашид ад-Дина. Однако ряд положений, в частности вопрос о происхождении некоторых  родов  Старшего  Жуза,  остаются  неисследованными.  Ниже  мы  предлагаем  свое видение  происхождения  следующих  родов: сары-уйсун,  дулат,  албан,  суан,  ысты,  шапырашты, ошакты. 

 Сары-уйсунов  часть  исследователей  производит от племени усунь, но с данной точкой зрения не соглашаются Н.Э. Масанов [6, 120] и  Б.Б.  Ирмуханов  [4,  120].  Как  мы  знаем,  в средневековье племена Старшего Жуза собирательно назывались уйсун [6, 96]. Согласно устоявшейся  точке  зрения  казахский  род  дулат происходит от могулистанского рода дуглат  [11,  85].  Эту  точку  зрения  поддержал  и Н.Э. Масанов [6, 104]. Происхождение других казахских родов Старшего Жуза, упомянутых в заголовке, не известно. Первым  источником  о  родоплеменном  составе Старшего Жуза были работы М. Тевкелева (1748). По его данным в состав Старшего Жуза  входили  следующие  рода  (орфография М. Тевкелева):  

1.  Ботбой  оуйсюн  (ботбай,  подрод  дулатов);  

2. Черм оуйсюн (шымыр, подрод дулатов);  

3.  Джанес  оуйсюн  (жаныс,  подрод  дулатов);  

4.  Сикам  оуйсюн  (сийкым,  подрод  дулатов);  

5. Адбансуван оуйсюн (албан и суан);  

6. Сары оуйсюн (сары уйсун);  

7. Слы оуйсюн (возможно ысты или сыргелы);

 8. Чанечклы оуйсюн (шанышкылы);  

9. Канлы оуйсюн (канлы);  

10. Чалаер (джалаир) [6, 99].  

Согласно Описанию родов Большой Орды1 (1825  г.):  «киргизы  (казахи)  Большой  Орды все вообще именуются юсунцами. Они делятся на  пять  родов,  которые  называются  следующими именами: 1. Дулат, 2. Албан, 3. Джалаир, 4. Чашрашты, 5. Суан» [6, 100].

 Таким образом, отметим, что большинство исследователей  называет  Старший  Жуз,  как уйсун, что напоминает историю названия для Младшего  Жуза  (алшин).  Подтверждённые данные  шежире  о  единстве  происхождения алшинов  (байулы  и  алимулы),  говорят,  что шежире  является  источником,  достойным  доверия.  Обратившись  к  шежире  и  легендам  о происхождении родов Старшего Жуза, мы можем обнаружить следующие версии:

 1.  Ш.Ш.  Валиханов:  У Тобея  был  сын  Уйсун,  у  которого  было  4  сына:  Коелдер,  Мекрен,  Майки,  Когам.  От  Коелдера  происходит Катаган,  от  Мекрена  -  Джалаир,  от  Когама  - Канлы, от Майки - Абак. От Абака происходят: Ысты,  Байдибек,  Шапрашты,  Ошакты.  Сыновьями Байдибека были Сары Уйсун и Джаршак, от которого происходили Дулат, Албан и Суван [6, 100].

 2. Г.Н. Потанин: у Уйсуна было два сына - Абак и Тарак. От Тарака происходили жалаиры, от Абака - Дулат, Албан, Суан (по другим сведениям добавляли Сары Уйсуна), от Токал (второй жены) - Шапырашты, Ошакты, Ысты, Сыргелы,  а  Канлы  и  Шанышкылы  являются пришельцами (кирме) [6, 101].  1 Большая Орда – другое название Старшего Жуза.

3.  Согласно  шежире  научно-исследовательского  центра  Алаш,  сыновьями  Тобея были: Майкы, Когам, Койылдар, Мекрейл. Сыновьями  Майкы  были:  Бактияр,  Канлы,  Кырыкжуз,  Мынжуз.  Сыновьями  Бактияра  были  Уйсун  и  Сргелы,  сыновья  Уйсуна  -  Аксакал (Абак), Жансакал (Тарак). Сыном Тарака был Жалайыр,  сыном  Аксакала  был  Караша-би. Сыновьями  Караша-бия  были  Байдибек  и Байдолла. Сыном Байдуллы был Шакшам. Сыновьями  Байдибека  были  Сары  Уйсун,  Жал-мамбет,  Жарыкшак.  Сыновьями  Жалмамбета были Шапырашты, Ысты, Ошакты, сыновьями Жарыкшака - Албан, Суан, Дулат [5, 272].

 4. Согласно шежире З. Садибекова: у Майкы был сын Бахтияр, у него было два сына - Ойсыл  и  Уйсил.  У  Ойсыла  было  три  сына: Жалмамбет  (отец  Ошакты),  Жарымбет  (отец Шапырашты),  Жарас  (отец  Ысты).  У  Уйсила сын Абак (Аксакал), у которого сын Карашби. У  него  сыновья  Байдибек  и  Байдуыл.  У  Байдуыла - сын Шакшам, у Байдибека - сын Сары Уйсун  (от  Байбише  -  старшей  жены)  и  Жарыкшак (от Домалак ана). У Жарыкшака - сыновья Албан, Суан, Дулат [10, 40-41].

 Здесь стоит упомянуть, что в шежире есть два уровня:

 1. Мифический уровень, который связывает все рода и возводит их к единому мифическому первопредку.

 2.  Реальный  уровень,  который  отражает реальное родство определенных родов.  Это  утверждение  можно  проиллюстрировать на примере происхождения всех казахов от  одного  предка:  безусловно,  это  мифический  уровень.  На  уровне  алшин  -  Младшего Жуза  стоит  отметить,  что,  по  шежире,  весь Младший Жуз восходит к одному первопредку.  Ранее  было  доказано,  что  две  части Младшего  Жуза  (байулы  и  алимулы)  имеют реальное  родство  по  мужской  линии,  в  то время как жетиру, скорее всего, на основе исторических  данных,  является  союзом  семи мелких  родов  Среднего  Жуза,  присоединенных к Младшему Жузу и не имеющего единого происхождения. В случае со Старшим Жузом, вполне возможно, мы имеем схожие механизмы.  В данном случае данные популяционной генетики  позволяют  проверить  реальность или  мифологичность  шежире,  путем  тестирования представителей разных подродов, восходящих,  по  данным шежире,  к  одному  первопредку. Здесь нужно учесть, что есть вероятность  совпадения,  когда  два  разных  рода могут иметь один или близкий модальный га-плотип, но в случае реального генетического родства большого количества родов, имеющих по  шежире  единого  предка,  гипотеза  о  том, что  шежире  достоверно,  обретает  дополнительные  аргументы.    Так  же  стоит  отметить, что, кроме репрезентативной выборки, требуются  и  большее  количество  маркеров,  чтобы попытаться по  STR-маркерам выделить  определенные кластеры внутри определенных родов.  Приведя  выше  исторические  и  генеалогические данные, ниже мы приведем данные по распределению  гаплогрупп  среди  представителей родов Старшего Жуза:

 Ранее  мы  считали,  что  гаплогруппа  С3-starcluster  не  является  гаплогруппой  монголов-нирун [7, 8, 32]. Сейчас же мы склоняемся  к  точке  зрения,  что  гаплогруппа  С3-starcluster отражает генетический вклад мон-голов-нирун,  потомков  Бодончара  (предка мангытов,  бесутов,  барынов,  барласов,  сиджиутов, дуглатов, киятов и т.д.) и его братьев (предков катаган и сальджиутов) в этногенез народов Евразии.

 Для  начала  уточним  позицию  по  тем  родам,  которые,  по  нашему  мнению,  не  имеют единого  происхождения  с  другими  родами Старшего Жуза. Канлы и жалаир были известны и до Майкыбия, так что, скорее всего, их родство в рамках единого шежире имеет мифологический  характер.  Тем  более  с  учетом того, что к жалаирам в середине 18 века присоединились  каракалпакские  жалаиры,  которые,  по  нашему  предположению,  образовали группу сырманак внутри казахских жалаиров, в то время как изначально казахские жалаиры образовали  группы  шуманак.  Племя  канлы восходит  к  домонгольскому  племени  канглы, таким образом, оно не может происходить от Майкы-бия.  Вопрос  с  шанышкылы  является очень  запутанным.  На  основе  сведений  Г.Н. Потанина мы считаем, что они являлись кирме (присоединившимися  к  Старшему  Жузу).  По данным Ш. Валиханова и М. Тынышпаева шанышкылы являются остатками большого рода катаган, который ранее преобладал среди казахов,  но  со  второй  четверти  17  века  был разбит и рассеян Есим-ханом [6, 132]. Как известно,  племена  катаган  и  сальджиут  происходят от братьев Бодончара. Бодончар же являлся  предком  для  большинства  монгольских родов, таких как барын, барлас, мангыт, дуглат, дурбан, сиджиут, бесут, кият и т.д. Вполне  возможно,  что  старкластер  был  связан  не столько с Чингиз-ханом, сколько с монголами-нирун  («собственно  монголами»),  потомками трех братьев, сыновей Алангоа. Если учесть, что первые два племени (катаган и сальджиут)  отделились  от  других  монгольских  родов раньше, то вполне реально можно предположить, что у них есть свои STR-маркеры, которые отличают их от других родов. 

 На  основе  предыдущих  публикаций  [2]  и данных  открытого  Казахстанского  ДНК-проекта [12] среди оставшихся родов Старше-го  Жуза  можно  отметить  следующие  гапло-группы (запись тестированного по следующим показателям: кит в ФТДНА, род, племя, клан):

 1.  120951  –  Дулат-Жаныс-Капал  –  С3-starcluster (67 маркеров);  

2. 211722 – Дулат-Жаныс-Жанту-Отемис - С3-starcluster (37 маркеров);

 3. 168413 – Дулат-Жаныс – J2;  

4.  166910  –  Дулат-Сийкым-Аккойлы  -  С3-starcluster (12 маркеров);

 5.  172372  –  Дулат-Сийкым-Тогатай-Бескаска - С3-starcluster (37 маркеров);

 6.  168411  –  Дулат-Шымыр-Шинкожа-Шокай – С3d;

  7.  202352  –  Шапырашты-Екей-Тегенбай  - С3-starcluster (12 маркеров);

 8. №9 [3] – Ошакты-Тасжурек-Токтау - С3-starcluster (17 маркеров);

 9.  171594  –  Ысты-Тилик-Таша-Бугал  – N1c1;

 10. 84784 – Ысты-Ойык-Жалмамбет-Жолым – С3 (кластер не идентифицирован) (12 мар-керов);

 11.  185569 –  Албан-Котан  -  С3-starcluster (12 маркеров);

 12.  182516  –  Албан  -  С3-starcluster  (12 маркеров);

 13.  173016  –  Албан-Айт-Балта-Суйндык  – R1a1;

 14.  185654  –  Албан-Кызылборик-Жолболды – R1a1;

 15. 207435 – Шанышкылы-Балык-Сурым - С3-starcluster (37 маркеров);

 16.  181171  –  Шанышкылы-Санырау-Каратукым - С3-starcluster (12 аркеров);

 17. 182498 – Шанышкылы-Корпык-Араншы - С3-starcluster (12 маркеров).

 К  сожалению,  представители  родов  суан, сргелы, сары-уйсун не тестировались, но, исходя из принципа того, что их шежире отра-жало реальное родство, мы можем предположить, что представители данных родов будут относиться к гаплогруппе С3-starcluster.

 Кроме этого, стоит отметить и публикации популяционных  генетиков,  в  которых  исследовались  представители  тех  районов,  где проживали  рода  Старшего  Жуза.  Взятые  в 1999  году  в  селении  Актасты  Райымбекского района  Алматинской  области  пробы  показывают, что большинство (37-40 из 49) протестированных,  скорее  всего  (на  основе  характерных  значений  STR-маркеров),  относятся  к гаплогруппе  С3-starcluster  [8,  28].  С  учетом того, что большинство проживающих там – это представители рода албан, то можно предположить, что С3-starcluster среди них преобладает. В Таразе из 181 человек, собранных Томасом  Ротамелем,  немногим  менее  половины образцов  принадлежат  к  гаплогруппе  С3-starcluster.  Также  на  севере  Джамбульской области были взяты пробы исследователей во главе с Е. Жолдыбалиной [13]. Среди взятых образцов  можно  заметить,  что  от  трети  до 40% образцов принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster.  Вполне  возможно,  что  это  образцы, собранные у части дулатов (ботбай), ысты и  ошакты  тараза  и  Джамбульской  области.

Среди  представителей  вышеуказанных  родов (211722, 172372, 120951) стоит отметить значение DYS 447, равное 25, в то время как у остальных  обладателей  старкластера  данный маркер  имеет  значение  26  (у  шанышкылы  - 207435 DYS 447=26). Хотя все три гаплотипа относятся к представителям племени дулат (2 жаныса  и  1  сийкым),  можно  предположить, что  данное  значение  маркера  характерно  не только для дулатов, но и для всех казахских родов Старшего Жуза, происходящего от Байдибека.

 Стоит  также  отметить,  что,  по  некоторым преданиям,  абак-кереи  происходят  от  Абак-батыра из племени уйсун Старшего Жуза [9]. С  учетом  того,  что  они  различаются  на  17 маркерах от ашамайлы-кереев и принадлежат к гаплогруппе С3-starcluster [1], вопрос о том, к какому субкладу гаплогруппы С3-starcluster они относятся, требует дальнейшего исследования.

 Исходя  из  всего  вышесказанного,  можно предположить, что почти все  роды Старшего Жуза (исключая шанышкылы, жалаир и канлы),  имеющие,  согласно  шежире,  происхождение  от  Байдибека  и  имеющие  гаплогруппу С3-starcluster, родственны и могут быть отнесены  к  уйсунской  подгруппе  внутри  гапло-группы С3-starcluster. Дело будущего - поиск характерных  значений  STR-маркеров,  отличающих их от других гаплотипов, относящихся  к  гаплогруппе  С3-starcluster  (вполне  возможно, что это DYS 447=25). Здесь стоит отметить  одно  противоречие:  согласно  большинству  данных  исследователей,  дулаты имеют другое происхождение, не от Байдибека,  а  из  Моголистана.  Таким  образом,  стоит также  проверить,  кому  ближе  гаплотипы  дулатов:  представителям  родов  шапырашты, ошакты,  ысты,  сргелы,  сары-уйсун,  албан  и суан  или  же  другим  представителям  гапло-группы С3-starcluster. Во втором случае можно будет утверждать, что дулаты - это потомки могулистанских доглатов. В первом случае Дулат  окажется  именем  предка  рода,  тезкой могулистанским дуглатам.  

Можно  предположить,  что  среди  казахов три группы казахских родов относятся к гап-логруппе С3-starcluster:  

1. Связанные с племен уйсун и потомками Байдибека среди казахов: рода дулат, албан, суан, шапырашты, ошакты, ысты, сргелы, сары-уйсун – от Старшего Жуза и абак-кереи от Среднего Жуза. Скорее всего, их отличием от других  кластеров  данного  субклада  будет значение DYS 447, равное 25.

 2. Связанные с родом шанышкылы, гипотетическими потомками катаганов.

 3. Связанные с родом ашамайлы-керей (от Среднего Жуза?). 

Безусловно, выдвинутые соображения еще нуждаются  в  верификации  путем  ДНК-тестирования представителей данных родов с учетом их шежире.  Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос,  резюмируем,  что  мифологическими  в шежире  Старшего  Жуза  являются  генеалогические связи жалаиров и канлы с Майкы-бием (эти рода были известны до него). 

 По  нашему  предположению,  подкреплённому данными популяционной генетики,  рода дулат  (целесообразно  сопоставить  их  гаплотипы  с  прочими),  албан,  шапрашты,  ошакты являются  потомками  рода уйсун и  имеют  общего предка по мужской линии (предположительно это Байдибек, потомок Майкы-бия). К ним же, на основе шежире, можно отнести рода сары-уйсун, суан, сргелы. Для подтверждения  этого  необходимо  дождаться  результатов тестирования.

 Вопрос связи шанышкылы, ысты, несмотря на  принадлежность  некоторых  их  гаплотипов С3-starcluster, с остальными родами Старшего Жуза, требует дальнейшего рассмотрения.   

*    *    *  

Хотелось  бы    выразить  признательность  Д.Адамову и А.Кирееву за  просмотр черновой версии работы и замечания, высказанные автору.

Список публикаций

 1.  Abilev,  Serikbai;  Malyarchuk,  Boris;  Derenko,  Miroslava; Wozniak,  Marcin;  Grzybowski,  Tomasz;  and  Zakharov, Ilya  (2012)  "The  Y-chromosome  C3*  star-cluster  attri-buted to Genghis Khan's descendants is present at high frequency  in  the  Kerey  clan  from  Kazakhstan,"  Human Biology: Vol. 84: Iss. 1, Article 12.

2. Turuspekov Y., Sabitov Zh., Daulet B., Sadykov M., Khali-dullin O. «The Kazakhstan DNA project hits first hundred Y-profiles for ethnic  Kazakhs»// Russian Journal of Ge-netic Genealogy. 2011. 3. №1. P. 69-84.

3.  Джансугурова  Л.Б.,  Бекманов  Б.О.,  Красоткин  Е.В., Булентаева З.А., Мусралина Л.З., Курманов Б.К. «Ге-нетические исследования костных останков из некро-поля "Хан молласы"»//Арало-Каспийский регион в ис-тории  и  культуре  Евразии:  Материалы  II  Междуна-родной научной конференции, посвященной 20-летию независимости  Республики  Казахстан.  –  Алматы-Актобе, C. 357-361.

4.  Ирмуханов  Б.Б.  «Усунь  и  Этногенез  казахского  наро-да». Алматы. 2006. 124 с.

5. Казак ру-тайпаларынын тарихы: Дулат. XI том. 2 кни-га. Алматы. 2008. 576 с.

6. Масанов Н.Э. «Кочевая Цивилизация Казахов: основы жизнедеятельности  номадного  общества».  Алматы. 2011. 740 с.

7. Сабитов Ж.М. В поисках Чингиз-хана//Вестник Россий-ской Академии ДНК-генеалогии. 2009. Том 2 №4 стр. 593-638. 

8. Сабитов Ж.М. Гаплогруппа С3 у казахов// Russian Jour-nal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 1. №2. 2009. С.27-39.

9. Сабитов Ж.М. О происхождении кереев с точки зрения популяционной генетики // Russian Journal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 3. №3 (2011) /Том 4. № 1 (2012). С.91-93.

10. Садибеков З. Қазақ Шежіресі. Ташкент. 1994. 144 с.  11. Юдин В.П. «Центральная Азия в XIV-XVIII веках гла-зами востоковеда». Алматы. 2001. 384 с.

12. Открытый Казахстанский ДНК-проект.  ttp://www.familytreedna.com/public/alash/default.aspx?section=yresults

13. http://www.yhrd.org/YA003729