homesitemap
запомнить меня

Несколько мыслей о происхождений слов «Чингисхан», «Монгол» и «Торе».

Эпилог.

Я, если задуматься всерьез, видел и вижу 5 поколений казахов: первое – это наши дедушки и бабушки, рожденные в 1890 и 1925 годы. На их долю выпало все человеческие невзгоды: революция, Гражданская война, голодомор, репрессии и Вторая Мировая война или ВОВ. Сейчас этих представителей нет, все они унесли с собой многие истинные тайны нашей историй. До нас дошло то, что мы случайно услышали от их разговоров вполголоса между собой. Время было такое страшное! Вечная память нашим предкам!

Второе поколение казахов – наши отцы и матери (рожденные в 1935- 1950 годы), воспитанные в духе чудовищного обмана, которые пили водку, делали карьеру, многим из которых не нужна была история. Теперь представители нашего поколения, видевшие Советскую идеологию и независимость, начали задумываться вопросами: кто мы, откуда и куда идем. На нашу долю выпало преподнести то, что ещё не потеряно к следующим подростающим поколениям!

Многие представители второго поколения, когда спрашивали меня из какого рода, услышав, что я «торе», говорили мне полушутя,  полусеръёзно, какого черта ты «торе», ты «сарт» или какого черта ты здесь, уходи в свою Монголию. Но сейчас, когда ЮНЕСКО объявила Чингисхана человеком второго тысячелетия,  ситуация изменилась коренным образом! Многие, очень многие, включая такие страны как Китай, Индия, Япония, Россия, хотят присвоить его громкое имя и принадлежность к себе! Многие Казахстанские ученые посвятили этой тематике свои труды, где очень много позитивных сторон, также встречаются такие взгляды, что вызывают откровенно говоря улыбку и сарказм.

Но каждый волен отстаивать свои взгляды и я тоже не настаеваю, что только я прав, хочу выразить свои мысли на волнующие моменты исследования «чингисизму»! При этом чтобы не докучать читателей, буду стараться не приводить общеизвестные ссылки и придерживаться принципов: «Ничто не возникает на пустом месте» и «Ничто возникнет из ничего».

Глава 1. Средневековая Евразия и тюрки.

Если смотреть на карту Евразии перед нами простирается гигантская территория. В средние века на этой территории в роли гегемона выступали из древнейших времен на востоке Китай, на Западе Римская Империя и на юге Персидская Империя. Между этими империями создавались грозные Тюркские Империи - Каганаты, которые в результате междоусобицы то возрождались, то исчезали, но непременно оставляли свои следы и громкие дела!

В молодости я читая «Шах Наме» великого Фирдоуси, восхищался мудростям персидских царей- шахов Кей- Кысрау, Кей- Кауыс, Кей- Кабат и героическими подвигами богатыря Рустама и презирал коварности Афрасияба. Но когда у меня наступила взвешенность, проясняется, что Афросияб защищал свою родину – Туран! А те, которым относился восхищенно, были на самом деле агрессорами! Вот она коварство преподнесения историю!...

…Потихоньку наступила эра Чингисхана. В это время с Востока из своей, воздвигнутой для защиты от кочевников Великой Стены выполз дракон и проглатывал очередные жертвы. С юга- запада наступал халифат. Роль Индии и раздробленных княжеств России особенно не замечается. Европа жила в замках, выясняя отношения между собой, чья религия лучше. Великих Тюркских Каганатов не было, а на его обломках жалко существовали многие карликовые ханства и разрозненные роды, общенациональный тюркизм медленно угасал!

Кочевникам времен Чингисхана из тех славных, далеких времен остались только: название – Тюрки (на казахском языке - түркілер), самоназвание – Татары (на казахском языке - татарлар),  и владыка – Каган (Кахан, Каан) (на казахском языке – қаған, қахан, қақан)!

Но кочевники не исчезли, они были. Грабили оседлые народы, дрались между собой, уводили жен и скот друг у друга, охотились и попадали в зависимость к более сильным соседям. Те, в свою очередь травили кочевников друг на друга и объявляли их варварами, методично забывая, то, что им дали когда- то Великие Тюркские Каганаты.

Давайте подумаем, кем и какими были кочевники (номады) в то время?

1) Народы и народности: Если сейчас количество тюркских народов порядка 150 миллионов, а монгольских – 10 миллионов, то, учитывая пережитые потрясения этих народов до современности, можно считать и в то время соотношение их были также 1:16. Или 93,7% - тюрки; 6,3% - монгольские народы! Только с разницей в том, что в то время не было народов «Монгольских»! Это название возникло потом, в Европейской науке, поэтому в дальнейшем этот термин будем применять как условное значение. Пока обозначим эти народы, условно «монгольскими». Монгольские народы не были обособлены от тюрков, они жили в тесном контакте, т.к. оба были по образу жизни кочевниками. Многие их племена жили в тайге и назывались «лесными народами».

2) Язык: Язык этих двух народов в то далекое время были одинаковыми. Это был сухой, лаконичный, простой язык без стилистических окрас. Недаром из тех далеких времен нам дошли пословицы: «Персидский язык – лирический, тюркский – язык войны», «Арабская страна – страна пророков, Персидская – страна поэтов, Тюркская – страна вождей». Выводы некоторых ученых о том, что между тюрками и «монголами» в то время был билингвизм, т.е. двуязычие считаю неправильным. Иначе как объяснить сватовство Есугея с тюркскими «конгиратами», живущих на значительно далеком расстоянии, ведь никто не пользовался услугами толмачей! Поэтому я склонен думать об едином языке тех народностей и племён в то время, ныне разделенных на монгольские и тюркские. Если держать в изоляции вчерашних братских народов в даже короткий промежуток, то появляется диалект, говор и т.д. Как на примере между казахскими и киргизскими языками, ведь в начале 20-го века они читали одни и те же газеты, а сейчас мы друг- друга понимаем с трудом.

Вообще, тот язык я представляю себе таким, если отбросить с современного казахского языка все арабско- персидские слова, которые составляют примерно 60- 65% от всех слов, а с современного монгольского языка исключить буддистко- китайские заимствованные слова, те наверное, тоже составляют примерно 60- 65% от всех слов, то мы наверняка получим язык кочевников времён Чингисхана.

3) Религия: Религия кочевников была, самой разнообразной. У Западных (условное деление) тюрков в бассейне Каспийского моря, Волго- Донской реки и на территории современного Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и южного Казахстана (Хорезмийское государство) кочевали тюркские племена кипчаков, каракалпаков, канглы и др. были под влиянием мусульманства. Также ислам была религией у оседлой части этих же тюрков и Уйгур. Восточные кочевники как найманы, кереиты и др. были христианами несторианского толка, но основная часть всех кочевников придерживались Тенгрианства (қаз: Тәңір).                  

Глава 2. Значение слов хан и Чингис.

Во время Темуджина кочевники называли себя, в первую очередь своими принадлежностями к определенному роду. Также было общее самоназвание этих народов – Татары (на казахском языке - татарлар), а своих вождей они называли Ханами, от слов Каган (Кахан, Каан) (на казахском языке – қаған, қахан, қақан). Итак, происхождение слова хан определяем от сокращенного Каган. В дальнейшем слово Каган утверждался в дейстивительности, понятием «Хан – всем ханам», иначе Император. Эти выводы можно подтвердить, тем, что после завоевания Китая полководец Чингисхана Мукулай /Мукали/, из тюркского рода Жалаир, представился китайским вельможам и другим, что он татарский человек!

А что обозначает слово – Чингис?.

Тут версии очень много, приведем некоторых из них:

Чингисхан – «Лучезарный, высокий хан»; «Победоносец, всегда побеждающий»; «Тенгиз хан» - хан океан, т.е. всемирный хан; «Шын Куз» /от каз. Шың Құз/ - Пик и Впадина; «Шын қыскан» /от каз. Шын Қысу/ - зажать в тиски; «Шын Ис» /от каз. Шын Іс/ - настоящее дело; «Шын Кус» /от каз. Шын Құс/ - настоящий беркут, птица; «Шын қыс» - настоящий свет, луч; «Шыгыс» - восточный и т.д. и т.д.

Все эти версии конечное, имеет право на жизнь, но на мой взгляд все они имеют определенные недостатки и слабые места. Авторам этих толкований слова Чингиз, надо было учесть следующие моменты. Во- первых, Темуджину когда дали титул Чингисхан /по каз. Шыңғысхан/ было более 40 лет. Это был состоявшийся государственный муж, а не ветреный молодой полководец, жаждущий славу, как Александр Македонский. Во- вторых, этот титул дали ему люди, а не он сам этого хотел. В то время, как это не странно звучит, люди были честные, благородные, подхалимство каралось смертью, потеря лица – самоубийство. Этому свидетельствует поступок Жамухи, который будучи «андой» Темуджина мог- бы спасать свою жизнь, но он предпочел мучительную смерть, прося лишь об одном: чтобы его казнили не выпуская кровь из его тела!. Даже, когда в 18- веке Абылайхан велел в наказание известного казахского бия опустить живым в могилу, за провинности на определенный срок, тот отказался выходить, а сказав с могилы живым не выходят, перерезал себе горло перочинным ножичком. Вот какие нравы были в прошлом у наших предков! В- третьих, если Темуджин хотел получить более высокие титулы, как Посланник Бога, Помазанник Бога, Тень на земле Бога ему не помешало ничего, но как истинно верующий и правдивый человек он сознательно от таких званий отказывается, а принимает титул Чингисхан. Он мог- бы называться Пророком Бога, Богом на земле, если захотел, Думается, он имел на такое возможности и права, но в отличие от нынешних правителей сознательно отказывается от всяких восхвалений. Потрясатель Вселенной, Покоритель Мира, Генералиссимус, гений военного искусства, Великий полководец и др. звания дали ему после смерти.

Само собой теперь напрашивается вывод, что над словом Чингис кроется более практичное, честное, простое, понятное, благородное значение.

Я лично представляю это так: идет знаменитый Курултай 1206 года, главный шаман Кокочу кружиться, совершая таинственные обряды, призывая Тенгри в свидетели, все сидящие молятся к Единому Богу - Тенгри, все замерли в ожиданий волю Великого Тенгри! Волнующий и страшный момент! И вот, наконец обессилевший после трудных ритуалов главный шаман Тэб Тенгри – Кокочу, объявляет волю Неба: показывает на Темуджина и говорить всем: «Шы-ын Кы-ы-ас Ха-а-ан»!  

Кокочу из тюркского рода Кунгират, поэтому его слова, если перевести на современный казахский означает: « Шын - корень слова Шындық, правда, истина; Қас – имеет и ныне свое значение настоящий, например Хас Батыр, Қас Албасты и т.д.; Хан – также и хан, от сокращенного слова, Қаған» - то получается: «Истинный Настоящий Хан».

Все было просто, без всяких сверхестества, а шаман подчеркнул, кто теперь настоящий хан и разрозненный народ, который хотел давно объединиться, избирал демократично - достойного, пережившего  сиротство и рабство и выросшего до крепкого, честного, храброго вождя Темуджина своим ханом! Электорат выборщиков вначале был не велик, а состоял в основном из четырех племен: Кият, Найман, Кереит, Меркит и др. Все, в духе тех времен.

 «...и татары выбрали себе царя, и звался он по ихнему Чингисхан, был человек храбрый, умный и удалой; когда скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим госцударем /Марко Поло, гл. LXV)

Мои мысли про это в ответ авторам вышеприведенных версий подтверждают также: Что касается возникновения Темуджина от солнечного луча, т.е. лучезарность, это его лично не касается, а была такая легенда о рождении  его далекого предка в 11 колене Бодончара, родоначальника племени Борджигин, от отца – Добун- Мергена и матери Алан- Гоа. А завоевания, заниматься настоящим делом, высокий полет как беркут, увидеть океан, восток и запад, зажать в тиски врагов, восходить на пик славы и объединение всех под свое знамя это потом....

Глава 3. Значение слова «Монгол».

Я выше подчеркивал определение о названии и самоназваний народов. Название будем говорить так, как называли другие, а самоназвание – как называли себя какой- нибудь этнос. Например казахов называли – Кайсаками, Киргизами, Киргиз- Кайсаками и представителями Большой, Средней, Младшей Орды. А самоназвание казахов всегда было: Казах, Алаш, Уш Жуз. Как видно из этого, название и самоназвание имеет огромное значение. Казахская интеллегенция во главе с Алиханом Букейхановым даже 1920 году, когда созывали Всеобщий Съезд в Оренбурге вынуждены были называть этот съезд - Всеобщим Съездом Киргизов. Казахов названных по банальной причине в 18- веке Российской Империей Киргизами в свое время не могли исправить выдающиеся ученые Левшин и Валиханов, только после этого съезда берет справедливое начало самоназвания - Алаш и Казах.

Слово «Монгол» тоже трактуется разными учеными, авторами по разному, есть мнения: «социально- политический статус»; «политический союз племен и народов»; «мын кол» - от тюркского тысяча рук или тысяча войск; «мын кул» - тысяча рабов;

В последнее время ссылаясь на непонимание современных монголов этого слова, многие Казахские авторы возводят его начало тюркскому языку и объясняют, как значение «Мәңгі Ел» - вечный народ. Видимо, это название нравится многим, этим, наверное, объясняется открытие арки в Астане, в честь 20- ти летия Независимости Республики Казахстан. В этом конечно, ничего страшного нету, ибо по свидетельству очевидцев тех времен и поздних ученых (Джувайни, Рашид ад- Дин, Марко Поло, академик В. П. Васильев, английский ученый Гарольд Лэмб, академик В. В. Бартольд и др.) это название было настолько ярким, что все племена, входящие в политико-социальный союз стали себя называть монголами. Т.е. это слово стало самоназванием тех народов.

Но истина дороже! Я представляю эту картину следующим образом: после того как, на знаменитом курултае, Кокочу назвал Темуджина Чингисханом, Чингисхан встал, произошла соответствующая инаугурация – по древнему обычаю, поднятие на белой кошме избранного хана. Волнующий, трепетный момент. Все дают клятву на верность, с соответствующей церемонией. И своим избирателям обращается Чингисхан! После пламенной речи он называет свой, объединенный, новый народ – «Кеке Манг Ол». Вырывается у всех гордый, счастливый, одобряющий возглас!

Спрашивается, почему все подхватили, гордились этим словом и что за название народа. Выше приведенных примеров значение слова «Монгол» полностью не раскрывается, потому, что авторы забывают ещё одну великую силу Чингисхана – простоту и искренность! Обратим внимание на контингент делегатов Курултая, это были строгие люди, почитающие только законы отцов. Принадлежность некоторых к христианству было только условное, косметическое, воздерживались канонов религий в основном верхушка вождей и некоторые фанаты, а основная масса придерживалась, и любили Вечное Небо Тенгри! Чингисхан будучи особо умным человеком никак не мог называть эту публику Вечным Народом, ибо эта было- бы святотатство в отношении к Тенгри Отцу, также он отлично знал историю прошлых народов и не мог сказать, что есть вечные народы.

В его личных наставлениях «Билик», есть такие слова, которые мог сказать только утонченный философ:

- Что человек?

Век тела очень краток,

Но имя незапятнанное – вечно.

Нет лучше друга нам,

Чем светлый ум,

Нет злей врага,

Чем неразумный гнев!

  А что касается утверждений тысячи рук, тысячи войск и самоназвание тысячи рабов не вызывает авторитета.

Чингисхан строго почитал обычаи предков, поэтому следует толковать его название народа «Кеке Манг Ол», вот таким образом, т.е. на современном казахском языке это звучало- бы так: «Мәңгі Көктің Ұлдары», буквально «Сыновья Вечного Неба – Тенгри»! (Кеке – Көк, два значения; цвет и Небо; Манг – Мәңгі, вечный; Ол – сынь;) Народ, люди не могут быть вечными, они исчезают, возрождаются, а Тенгри вечен! Вот поэтому это название понравилось всем и стало самоназванием народов.

Отсюда наверное выходит определение понятий Монголо- Татарское нашествие, т.е. эти слова стали синонимами. А привели его с собой войска Чингисхана. Если Мукулай называл себя скромно «татарским человеком», то особенно простые люди и мелкие полководцы наверняка не отличались такой скромностью перед побежденными людьми, а называли себя гордо «Монголами», сыновьями Вечного Неба с приставкой своего рода и племени, примерно «Я Татар Кеке Монгол- Найман, я Татар Кеке Монгол- Кият и т.д.». А может, идеологи войны специально это особо подчеркивали, о превосходстве, избранности своих народов, ведь информационно- психологическая война – половина всех успехов. Недаром перед Чингисхановских войск летела весть о том, что монголы непобедимые, бесстрашные, беспощадные, для них нет преград, а кто не сопротивляется, тем будет оказано великодушие! 

Читая трудов великого Чокана и Абая о происхождений Казахов, где они утверждает казахов, как сложившихся нацией в результате смешивания монгольских и казахских родов я раньше удивлялся, даже думал, может, ошиблись просветители. Нет, оказывается, не ошиблись Великие мыслители, а были правы, действительно казахи как народ образовался в результате сложных объединений пришедшими племенами с Востока (аргын, найман, керей, жалайыр и т.д) и оставшимися (кипчаки, некоторых уйсунов и т.д.) «здесь» своими родственными племенами в результате распада ещё Тюрксих Каганатов на Восточное и Западное крыло. А объединил этих родственников Чингисхан, за что мы потомки должны быть ему благодарны.

Несколько слов о возникновении современной Монголии. Младшему сыну Чингисхана Тулую (1193- 1243) достался улус на территории современной Монголии, и он был «отчегином» коренного йурта. Любой уважающий себя казах знает, что такое, «отчегин» - (от, отау иесі или егесі, Қара шаңырақ), т.е. хранитель очага, дело в том, что отчий дом доставался младшему сыну.

Война это не только кровавые битвы, а целый комплекс военно- промышленно- тыловых мероприятий. Когда войска Чингисхана уходили на фронты, на территории современной Монголии было организовано крупное тыловое обеспечение, хозяйство, как в коренном йурте. Сюда были стянуты менее пригодные, более мирные народности из окраин. Они занимались всеми хозяйственными делами, тыловой работой. Казахи таких людей называют общим названием - туленгут. Из их среды тоже выделялись воинственные люди и они отправлялись на передовые, но все- же на тыловых работах оставались много людей. Из этих народностей и сложились народы современной Монголии, которые долгие века попадали под влияние буддизма, восточных религии и Китая, потом их называли монголами, в дальнейшем это стало самоназванием.

Но современные монголы должны быть в двойне благодарны Чингисхану, благодаря которому маленькую Монголию знает весь мир. Есть в всемирной классификации не Тюркская, не Японская и не Китайская, а Монголоидная Раса, к которой включены почти все народы Азии, Австралии, Зеландии, вообще Океании и обеих Америк …

Глава 4. Значение слова «Торе».

Слово «Торе» так прочно укрепилось в современном казахском словаре, что мы не задумываясь воспринимаем его, в положительном качестве. Есть несколько версий о происхождении этого слова: «Торе» от монгольского «Тор»- государство, «ториян хук» - правитель государства; В «Тауарих Хамсе» (знаменитый труд Курбангали Халида), трактуется от тюркско- персидского «дарра» и «дуре», отсюда берет начало «дараже»- звание; в русских источниках 18- 19 го века поясняется «дворянин, белая кость, чингизид».

В Казахском обществе это слово принимается конкретно в отношении определенного человека и к одушевленным, даже и неодушевленным предметам. Человек: «торе» - чингизид в среде Казахского общества; «Торе» - обособлённый Казахский род, не входящий в состав казахских Жузов (родоплеменные союзы); Также производные от этого слова: «Тореши /каз.Төреші/» - арбитр, судья всех видов соревнований; «Торелик /каз. Төрелік/» - вердикт, решение всяких споров; «Тор /каз. Төр/» - почетное место в доме; Очень много пословиц на эту тему: «Жер төбесіз болмайды; Ел төресіз болмайды» - «Не бывает земли без сопки; Не бывает народа без Торе»; «Төре ұрды – құдай ұрды» - «Торе побил, считай Бог побил»; «Жер қара қазақтың билігінде, Ел төренің билігінде» - «Землей владеет народ, а народом – торе»; «Аққу құстың төресі, жалғыз жатып оттамас» - «Лебедь торе из птиц...»; и т.д. и т. д. Выражения: «Жігіттің...Аттың...Машинаның... төресі екен» - «Вот! Настоящий торе Джигита... Коня... Машины ... и т.д.» Т.е. одним словом «Торе» подразумевается, всё хорошее, элитное, доброкачественность и др. лучшие качества всех предметов толкования!

А к конкретным личностям, потомкам «торе» люди всегда относились с уважением. Вот один пример из жизни одного из последних отпрысков некогда грозных Крымских ханов Гиреев.

Был отпрыск Крымского хана Селим- Гирея – Сымов- Гирей Василий Димитриевич (1879- 1968 г.Степняк, Костанайская обл). Его  отец - князь, капитан 1-го ранга, Симов хан Селим- Гирей Димитрий Васильевич /крещенный/, военно- морской атташе Российской империи в Лондоне. Младший Симов- Гирей получил образование в Германии – инженер. Работал в странах Европы, Азии, Африки,  Америки и Японии. Участник 1- Мировой войны на стороне России, после Революции с 1918 года по призыву большевиков работал на крупных проектах ГОЭЛРО, стройке каналов и других отраслей индустрии СССР. В 1930 годах отдыхал в Крыму. «Он приехал в Алупку, оставил вещи в номере гостиницы, вышел на улицу. У подъезда его ждала кучка стариков татар, в чалмах и длинных халатах. Василий Дмитриевич припомнил вдруг тот испуганно- удивленный взгляд, который кинул на него портье, принимавший паспорт. Селим- Гирея окружили, бормоча униженные приветствия, отбивая поклоны. Ярко светило южное солнце. Инженер оглянулся: ни одного молодого лица – седые бороды, грязные халаты, старческие пальцы, хватающиеся за одежду того, в чьих жилах течет «ханская кровь». И он человек неробкого десятка, в тот миг в ужасе отпрянул, побежал по улице – ему показалось, что само прошлое цепляется, пытаясь утащить его за собой». /газета «Известия», № 50, 01.03.1966. И Бузылев/. Ничто не остановило татарских стариков выражать свою любовь к отпрыску далекого Чингизхана, хотя этот человек давно стал «чужим»: русским, крещенным! Все равно перед мусульманами он был своим ханом! Незнаю, современные татары до сих пор чтять- ли своих ханов, но казахи всегда относились к роду «Торе» с почтением. Конкретные примеры приведены в моих предыдущих заметках.

Теперь вопрос кто ещё кроме казахов принимал и применяет слово «Торе». Я в далекое время заглядывать не буду, но приведу несколько примеров из конца 19- го и начала 20- го века, время которое было одним из драматических моментов, событий в жизни тюрков Средней Азии.

Вот один документ о взятии города Ташкента русскими: Составитель Е. Т. Смирнов «Обзор Сырдарьинской области за 1886 год». Для собрания возможно большего числа сведеней взятия г. Ташкента Русскими, русские ученые, военные обратились к сартам г. Ташкента с предложением описать события своими взглядами. Взялся за это мулла Юнус, бывший мирза (секретарь) при Кокандских властях. Написано на сартовском языке, но автор утверждает на тюрксом (какой это язык и народ – информация к размышлению). В его записи приводятся название народов: сарты, киргизы, кипчаки, тюрк, таджик, галча, кочевники, дулаты, шемыр, киргизы из русских отрядов, киргиз- кипчаки, кырык- юз (?), кара калпак, шынышкылы. Русские ученые дополняют список узбеками и кара- киргизами. Здесь следует отметить к названию «сарт», раньше никто не обижался, помниться знаменитое обращение И. Сталина к тюрксим народам. Автор называет Садыка (знаменитый сын хана Кенесары), Ходжа- аглям и Арсланбека – тюре, а русские авторы Садык Султан, также и тюре. После смерти Алимкула Ташкентцы назначили аскер- басы – Садык тюре. И он отразил первый штурм русских и русские отошли. Кокандский хан, Ташкентские беки затем Бухарский эмир боялись Садыка. В наших междоусобицах мы деремся между собой, но все они свои люди. Если захватить власть из степей отпрыск киргизского хана Садык- тюре, то дальше не видать нам власть как своих ушей, говорили они. В результате интриг Садык передал власть Ташкента Бухарскому эмиру, сам ушел к кочевникам. Но это отдельная тема для разговора.

В народно- освободительных выступлениях народов Восточного Туркестана в первой половине 20- го века выдающийся роль сыграли представители рода торе. Первым президентом Восточно- Туркестанской Революционной Республики (1944- 1946) был - Алихан Шакирходжаев (1885- 1976 в Ташкенте), министром - Жаным торе. Соратником, а затем руководителем выступления Оспан батыра был человек- легенда Далелхан Торе, который скончался недавно в Турции. 

Алихан Шакирходжаев в 1920- х годах неоднократно арестован Советской властью, в 1930 году приговорен на 10 лет в Пишпеке. В 1931 году ему удалось бежать из большевистского плена, и поселился в г. Кульдже. Во всех источниках он пишется: Алихан Тура Сагуний, Алихан тюря.

Как видно из этих примеров слово «Торе» кроме казахов было известно: у узбеков, уйгуров, киргизов, туркмен и каракалпаков, также у русских. Но произносилось и писалось по разному: у русских – «тюре», у узбеков, таджиков, туркмен – «тюря», у казахов, киргизов – «төре», у уйгуров – «тура» или «турам».

Теперь рассмотрим варианты происхождения самого слова. Растолкование русских ученых «дворянин, белая кость, чингизид, начальник», конечное правильное, но не дает смысла о происхождений слова. Я монгольский язык незнаю и не берусь растолковать слово «ториян», а слово «хук» всем понятен, и очень сомневаюсь о его чисто монгольском происхождений. Во- первых слово «хук» чисто не тюркское и монгольское, а арабское, заимствован казахами в виде «құқ», отсюда «Хукимат», дальше «Өкімет» и «Үкімет». Во- вторых  современные монголы «чингизидов» не называют «торе», а называют «Алтун Уруг», ну для этого слова казаху не требуется переводчик. В- третьих, скорее современные монголы заимствовали эти слова от тюрков.

А толкование Курбангали Халида о происхождений «торе» от слов «дарра» и «дуре», вызывает сильное сомнение, т.к. казахи в начале 19- го века, может ещё и раньше, понимали слово «дареже» и понимали это как есть - «звание». Поэтому считаю мысли мусульманского ученого, приписать всё к мусульманскому, этому примером может служить, то что в некоторых «Шежире» происхождение казахских родов происходят от «Анес Сахаба».

Исходя из этих соображений, думается слово «торе» произошло чисто от тюркского слова «тура», буквально «прямой, справедливый, прямо, истина». Этому свидетельствует название Алихана Шакирходжаева - уйгурами Алихан Тура Сагуний и узбеками Алихан тюря

Выводы.

Я специально выделил слова название и самоназвание народов. Нас, казахов, когда называли киргизами, кайсаками нам было обидно! Если назовут сейчас «Тюрками», мы должны гордиться! Если назовут «татарами и монголами» не обижаться, т.к. наши далекие предки параллельно назывались и самоназывались татарами, а великий Чингисхан дал своим народам название «Монгол». Этого никак не следует путать с современной Монголией. 

Сначала были Тюркские Каганаты, а правителями «Каганы или Ка-аны», оттуда слово «Хан». У Потрясателя Вселенной, Покорителя Мира, Генералиссимуса, гения военного искусства, Великого полководца, была ещё одна великая сила: простота, скромность, справедливость и искренность, поэтому его, чтобы подчеркнуть, что он стал, настоящим ханом назвали «Шын Кыас Хаан» в дальнейшем по законам фонетики Чингизханом! Чингизхан назвал свой народ «Кеке Манг Ол», буквально на казахском «Мәңгі Көктің Ұлдары», в переводе «Сыновья Вечного Неба»! В результате навязывания маленький народ оставшийся в коренном йурте, возникшей от разных племен и людей, стал называться Монголами. Произошедшее от чисто тюркского слова «тура», буквально «прямой, справедливый, слово «Торе» /каз. Төре/ стало применяться в отношении «чингизидов» и в остальных случаях жизни, подчеркивая элитность чего- либо…  

Несколько слов о структуре и управлении казахского общества. Казахи жили в строго родово- клановом, самоуправляемом, идентичном обществе. Любая обида, нанесенная члену общества, воспринималось как личная обида каждого. Управлялось это общество знатными, честными людьми, аксакалами, биями, батырами своего рода. Не было у казахов деспотичных тиранов. Но руководители таких сообществ были гораздо умнее, гораздо благороднее нас. Они придумали такой порядок, оставляя в межклановых спорах судьями «чингизидов» - торе- султанов, отдавая дань к своему Великому общему предку Чингизхану! Казахи никогда не отдавали власть над собой другим. В таком обществе где потеря лица стояла выше жизни, исключалась такие порочные понятия: взятка, предвзятое отношение. Руководителями избирались, самые достойные люди. Поэтому даже самый бедный акын мог говорить в лицо хану, могущему султану- правителю действительную критику, без подхалимства! Достойные люди в свою очередь были обязаны слушать и сделать соответствующие выводы, а не заниматься гонением критиков. В народных преданиях у каждого казахского рода прослеживается, как аксакалы одного рода просили у знатных ханов, султанов себе в «торе» малолетних сыновей, чтобы воспитать у себя и привить менталитет своего рода, племени, жуза. И воспитанные в таком духе торе- султаны отдавали свою жизнь для дела своего народа…         

Азамат Акылбеков