homesitemap
запомнить меня

Польская легенда о происхождении казахов  

Авторы: Тайжан Досанов (Казахстан,  г. Алматы), Аманкос Мектеп-теги (Польша, Познань) Ref: dalaruh.kz/articles/view/240

Трухлявые кости, поднимитесь из могилы.
Пусть вернется дух ваш, и тело, и силы.
Woroniez

В начале августа 2010 года по президентской программе “Болашак” доцент КазНУ имени аль-Фараби, кандидат филологических наук Аманкос Мектеп-теги был направлен в Польшу для прохождения научной стажировки. На третий день пребывания в польском городе Познань бывший чрезвычайный и полномочный посол Польши в Казахстане профессор, доктор Марек Гавенский, показывая достопримечательности города, привел Аманкоса Мектеп-теги и Сакена Нурбекова к зданию, в котором прежде располагалась Польская академия наук. Внимание Аманкоса Мектеп-теги привлекла огромная статуя гусыни (представляющая собой нечто среднее между гусыней и лебедью), установленная на крыше фасада трехэтажного здания:
  
По свидетельству познаньцев, это здание было сооружено в XVIII веке немецкими строителями, а сам город, со слов горожан, несколько раз переходил то к немцам, то к полякам. Интуитивно ощущая особую значимость возникновения загадочной скульптуры, Аманкос Мектеп-теги, воспользовавшись электронной почтой, прислал фотоснимки скульптурных композиций в г. Алматы.

       Скрупулезно изучая сакральное значение таинственных скульптурных композиций, мы были шокированы чрезвычайностью той информации, которую они содержали. Невероятно, но безмолвные статуи поведали нам новую — польскую легенду о происхождении казахов! Какую информацию и каким образом нам удалось получить?..
            Крышу фасада здания украшает скульптурная группа, в центре которой установлена металлическая усеченная пирамида. На вершине пирамиды сидит белая гусыня с распростертыми крыльями. В тюркской мифологии мировая гора Сумеру, называемая также Темир тау — Металлическая гора (железо — кара темир) либо Алтын тау — Золотая гора, иногда представляется в виде усеченной пирамиды. В основании пирамиды находится статуя воина-полководца, справа и слева от него установлены еще две его копии. Все три статуи изображены с обрубленными руками и ногами, свидетельствуя о том, что перед нами родоначальник көк тюрков (небесных тюрков) Ашина!
           Три статуи воина-полководца свидетельствуют о некоей тройственности, о чем также говорят и тройные султанчики (украшения из перьев) на шлемах всех трех статуй.

pol2

pol3За их спиной, подразумевая своеобразные крылья, изображены знамена, по три на правой и по три на левой стороне, что напоминает два крыла огузов, разделявшихся на уч бузук (три бузук) и уч учук (три учук). Два крыла огузов в нашем исследовании были определены как Алты Алаш — шесть космических объектов  (Т.Досанов. Тайна руники. 2009. С. 94-98, 171-174).
            Рты статуй плотно закрыты наложенной крест-накрест повязкой:что свидетельствует о строжайшем табу на информацию скульптурной композиции и, соответственно, о запрете передавать её непосвященным. Ниже, внутри фронтона (треугольная часть фасада здания), на плите, удерживаемой двумя львами, изображен знак, представляющий из себя связанную тамгу tamga, образованную из двух:

pol4pol5pol6

Их значения мы подробно рассмотрим ниже.
Общий вид скульптурной композиции фасада познаньского здания свидетельствует о том, что главной фигурой этого комплекса является небесная птица Казак:

pol7

Каз-гусыня + Ак-благородная), то есть Благородная Гусыня или Лебедь (Досанов Т. Тайна руники. С. 79).
Небесная птица Казак является полноправной хозяйкой Беңги Көк Тенгри — Вечного Голубого Неба, то есть той части небесной сферы, в которой находится Океан Пресной Воды. Чуть ниже вершины усеченной пирамиды, отображающей Мировую Гору, находятся две скрещенные ветви, символизирующие Мировое Древо: pol8

Согласно легенде, записанной И.И.Крафтом, некогда изнуренное войско оставило в безводной степи больного военачальника: “...Все сожалели Колчу, но помочь горю не могли и ничего не придумали, а решили но Божью волю оставить его в степи. Войско двинулось в путь. День выдался неимоверно жаркий, с каждой минутой усиливались муки Колчи, а услужить больному и утешить его было некому. Смерть, видимо, приближалась... Собрав последние силы, с сознанием неминуемой смерти, Колча встал на колени и начал молить небо о скорейшем ниспослании смерти, как избавительницы от ужасных страданий... Вдруг он увидел чудо. Вняв жалобам несчастного ветерана, небеса разверзлись и к нему спустилась каз-ак т.е. белая гусыня. Она утешила Колчу-Кадыра, слетала за водой и быстро подкрепила его силы на столько, что он забыл и думать о своих страданиях и несчастии. В образе гусыни оказалась одна из добрых пери. Эта добрая и милосердная пери превратилась затем из гусыни в прекрасное существо и осталась жить с Колчею. От брака Колчи и доброй пери родились люди, потомки которых в память о необыкновенном явлении к Колче — спасительницы и родительницы, стали называться каз-ак или кайсак” (И.И.Крафт. Сборник узаконений о киргизах степных областей. 1898, стр. 2-3). В действительности имя предка казахов Калча-Кадыр, в котором калча означает оставшийся, а кадыр на древнетюркском языке означает: 1. отвращать, отвергать, 2. суровый, жестокий (Древнетюркский словарь. Л. 1969. С. 403), — в целом означает Оставшийся Отвращенным (от) Жестокого (Смерть) и соответствует ситуации в легенде.
            Путем наложения друг на друга 43 знаков древнетюркской руники нами была воссоздана базовая таблицаpol9 Пичин, представляющая синхронный (одновременный) срез графического аспекта руники; эти же знаки, выстроенные диахронически (последовательно) в определённом нами порядке и прочитанные в иероглифических значениях, образуют некий сакральный текст, повелевающий найти Хозяина Воды и Господина Огня (Тайна руники. С. 32-34). Вписанный в базовую таблицу круг символизирует Небеса. При поиске Хозяина Воды круг в таблице разделяется пополам, имитируя разверзнутые небеса в легенде о прародителе народа казак. В образовавшейся “щели” самым чудесным образом появляется небесная птица:

pol10 — ҚазаҚ = Палиндром (гр. palindromos = движущийся обратно, древний прием магического заклинания при котором слово при прочтениии или произношении вперед и назад придает человеку магическую силу).
            Кто она, эта небесная птица, и в какой части неба она находится? Тамга Кушан — Птичий Круг представляет Небесную Птицу КазаК. Анализ графических значений двух адаевских тамг pol11 Кушан (Птичий Круг) и pol12 Шылбыр (Бечева, то есть Привязанная) выявил, что вместе они обозначают: pol13Середину Лета. Связанные вместе тамги отображают положение Малого Ковша (созвездия Малой Медведицы) в вечернее время середины месяца июля. Верность нашей интерпретации подтверждается также и кердеринской тамгой pol14 — Кертери (керт-метка + ери-место = Отмеченное Место), фиксирующей положение Малого Ковша в середине лета. Следовательно, небесная птица КазаК есть некая персонификация Ковша, привязанного к Полярной звезде и соответственно вращающегося вокруг нее. Необходимо помнить о том, что все звезды в небе вращаются вокруг Небесной Оси, проходящей недалеко от Южного Креста сквозь Земную ось до Полярной звезды. Неподвижна только Полярная Звезда! Небесная птица КазаК, представленная Малым Ковшом, распределяет Пресную Воду по сезонам:

pol15 — Зима,pol16— Весна, pol17— Лето,  pol18pol18— Осень.

В середине сезона года, как только в небе загорятся звезды, Малый Ковш занимает на вечернем небосводе одну из представленных выше позиций. Заслуживает внимания то, что тамга Кушан — Птичий Круг представляет Небесную Птицу Матерь КазаК, высиживающую Двуполое (мужское и женское) Небесное Яйцо:

pol19— символизирующее Землю в середине лета! Небесное Яйцо — это космический символ Инь–Ян, отображающий Землю c населяющими ее живыми существами, а Небесная Птица Матерь КазаК — это мать всего живого!  Небесная Птица КазаК — это тюркская праматерь плодородия Умай-Ана! В соответствие с графической составляющей знака, код символа Умай содержит в себе всю информацию связанную с этимологией данного слова. В составе словосочетания Ұма+ай первая часть ее ұма в казахском языке означает яички у мужчин, а вторая часть словосочетания состоит из значения  ай = луна с удивительной способностью повторять свою копию (фазы луны) вошедшей в основу слова ай+ел = женшина. Как видим, тюркский символ Ін-Йан (Сущность-Противоположная сторона) в отличии от китайского Инь-Ян представляет конкретный космический объект, а именно — Землю. А Небесная Птица Матерь КазаК (Лебедь) представляет созвездие Ковша! 
            Небесная птица КазаK является истинной Хозяйкой (Океана Пресной) Воды. Она та птица, которую древние славяне изображали внутри восьмилучевой звезды с элипсом в центре и называли: pol20— Птица Матерь Сва (Александр Асов. Руны славян и “Баянов гимн”). Также изображали ее в виде Лебедя в элипсообразной клетке 

pol21в косую решетку!
Изображалась небесная птица и на макушке славянского бога: pol22— Радегаста = Перун (Дмитрий Громов, Алексей Бычков. Славянская руническая письменность. М., София. 2005.). Следует отметить, что славянское имя бога Перун — это тюркизм, этимология которого восходит к тюркскому бир, пир, пер — один и соответственно означает Перун — Первый, то есть Первое имя Бога!
            Расположение статуи родоначальника кёк тюрков, ниже небесной птицы КазаK

pol23указывает на то, что Ашина находится под ее покровительством и защитой.
            В китайских источниках сохранилась легенда о десятилетнем мальчике из рода Ашины, положившем начало роду көк түрүк или небесных тюрков: “Предки тукюеского Дома обитали от западного моря на запад и одни составляли аймак. Это есть отдельная отрасль Дома Хунну, по прозванию Ашина. Впоследствии сей род был разбит одним соседним владетелем и совершенно истреблен. Остался один десятилетний мальчик. Ратники, видя его малолетство, пожалели убить его: почему, отрубив у него руки и ноги, бросили его в травянистое озеро. Волчица стала кормить его мясом. Владетель, услышав, что мальчик еще жив, вторично послал людей убить его. Посланные, увидя мальчика подле волчицы, хотели и ее убить. В это время, по китайским сказаниям, волчица эта появилась в стране на восток от западного моря, в горах, лежащих от Гао-чан на северо-запад. В горах  находится пещера, а в пещере есть равнина, поросшая густою травой на несколько сот ли окружностью. Со всех четырех сторон пещеры лежат горы. Здесь укрылась волчица и родила десять сыновей, которые, пришед в возраст, поженились и все имели детей. Впоследствии каждый из них составил особливый род. В числе их был Ашина, человек с великими способностями, и он признан был государем: почему он над воротами своего местопребывания выставил знамя волчьею головою — в воспоминание своего происхождения” (Бичурин. Собрание сведений о народах проживавших в Средней Азии в древние времена).
            Но на здании бывшей Польской академии наук рядом с юношей с обрубленными руками и ногами мы видим не волчицу, а небесную птицу КазаК. Следовательно, в легенде о происхождении казахов больной военачальник Кадыр Калча, лишившийся в бою и рук, и ног, был представителем рода Ашины. Повязка на рту статуи военачальника свидетельствует о том, что эта информация сохранялась в тайне. Соответственно, простые люди и китайцы были посвящены в измененную версию легенды, в которой военачальник рода Ашины был представлен десятилетним мальчиком, которого спасала от смерти не птица КазаК, а Волчица!
            Правители народа көк түрүк — небесные тюрки являются представителями рода гядье, или адье (а-де, адйе, ахи, эдиз). Родовая тамга pol24 — а-де (Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств. 1960, Труды ИИАЭ Каз.ССР. Т. 8. С.132), по существу составлена из двух тамг древнего казахского рода адай: pol25Досанов Т. Тайна руники. Алматы. 2009. С. 68). Нижняя тамга представляет Мировую Гору с изображением реки, берущей начало от ее вершины. Адаевцы свою основную тамгу, различные графические вариации которой изображались на тамговых и надгробных камнях, называют Садак-Ок — Лук-Стрела, что конкретно изображает верхняя тамга:pol26Эта тамга известна и под именем Йай тамга — Лук тамга. Йай тамга, установленная наpol27— Мировую Гору, соответственно изображает Жәй  — Молнию (на казахском языке) – главное оружие Хозяина Воды (Дождя), которого представляет Небесная Птица КазаК. Следовательно, тамга рода а-де — это графический код Хозяина Воды или Небесной Птицы Матери КазаК.

Рассмотрим фамильную тамгу 29 — гядье (адай), представленную на Онгинском памятнике (Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М. — Л., 1959). Дуга30в её верхней части, называемая по древнетюркски — уюг+өр = изогнутое+возвышение, изображает небосвод, в котором находится океан пресной воды Ог+Уз, что означает Укрытая+Река. Значение этой тамги вошло в основу возникновения у гаогюйской конфедерации нового названия Уйгур, известного в китайских источниках как Хойхор. Из рассмотренного нами следует, что термины Огуз и Уйгур — это синонимы, представляющие пространство, в котором обитают еще не родившиеся дети Небесной Матери КазаК.
Ханская тамга тюкюесского рода 31— гядье (адай) представляет собой изображение горного козла с нереально длинным хвостом...  По существу, эта деталь является подсказкой для разгадки истинного значения данной  тамги. Раздвинув связанную из двух  тамгу:32мы увидим, что она состоит из адаевской тамги33— Шылбыр (Привязанная) и стилизованного изображения гончей собаки 34 Адай (адай-гончая собакав современном  хакасском языке). В староразговорном хакасском языке слово адай означало волк. В древнетюркском языке слово адай означает: 1. Птенец; 2. Дитя (Древнетюркский словарь. Л. 1969. С. 8). Указанные рудиментарные (зачаточные) значения родового термина свидетельствуют о том, что один из тотемных родителей Адая — это несомненно птица, а по тамге — Шылбыр несложно определить, что это небесная птица КазаК, привязанная к Полярной звезде. По оставшейся части гядьесской тамги, представляющей гончую собаку, несложно определить, что вторым из тотемных родителей Адая был Волк. Позже эта же ханская тамга, но уже c некоторыми изменениями (гончей собаке добавлена несколько удлиненная лапа): 35была изображена на памятнике Куль-Тигену.
            Отметим, что род Адай (Адье) входил в огузский союз родов токуз огуз, обладавший одноименной тамгой36— токуз огуз. В Рунной Концепции круг по числу месяцев годового цикла вращения Земли вокруг Солнца имеет числовое значение двенадцать; половина круга — шесть; четверть круга — три, а всего в токуз огузовской тамге девять месяцев. Окружность шеи в изображении птицы37— КазаК составляет неполный круг, также представляющий девять месяцев. Это означает, что Небесная Птица Матерь КазаК должна была носить Адая (Дитя, Птенец) в своем чреве девять месяцев! Следовательно, Небесная Птица КазаK — это Мать, имя которой —  Женщина!
            На фронтоне познаньского здания изображена тамгаtamga, которая, как мы уже отмечали,  является связанной из двух адаевских тамг strella-Стрела +  Лук-lukПримечательно то, что на тамге как бы отображен момент начала отделения стрелы от дужки лука. Связанные тамги имеют также второе значение:  strella-Ог (укрытый) + Уз(река, океан)-circleчто в целом означаетtamga—Огуз =Укрытая Река, или Океан Пресной Воды! Кроме того, тамги имеют и другие тайные значения, углубляться в которые в рамках нашей статьи нет необходимости.
            Истинной хозяйкой Тайного Океана (в котором укрываются души людей, не только впервые посылаемых в земной или материальный мир, но и души подготавливаемых к инкарнации) является только она — Небесная Матерь КазаK! То есть тамгаcircle— Уйгур, иначе называемая Огуз = Укрытая река, — это эзотерическое пространство, в котором укрывались все дети-птенцы Небесной Матери КазаK! Только небольшая часть из них сегодня называется казахами и казаками! А основная часть уже и не помнит, что когда-то они умели летать.
На основании представленных выше материалов происхождение древнетюркских терминов көк түрүк — привязанные к небу, или көк төрүк — небесные избранники (от төр— почетное, избраннок место), следует связывать с Небесной Птицей КазаК.
 Выше плиты с тамгой Огончик, или Лук и Стрела, изображена царская корона, а изнутри по краям ее выступают меч и скипетр, недвусмысленно свидетельствуя о царской власти.

38

Из центральной части короны выступают изображения рук (руки Матери КазаK), крепко держащих тамгу Стрела и Лук. Весьма примечательно, что одна и та же тамга изображена на фронтоне второй раз! Тамга упирается в верхний выступ фронтона, имитирующий тамгу39— Алшин (Ал+Шин = Возьми+Истину), или Ашин(а)= (Аш+Шин = Открой+Истину). Эта тамга является общей для всех алшинцев! Совмещая общеплеменную тамгу алшин с тамгой любого алшинского рода, можно получить о последней дополнительную информацию.
            По сведениям Феофана Исповедника: “Хазары — великий народ, вышедший из Берсилии” (С.А.Плетнева. Хазары. Москва. 1976. С. 15). Название алшинского рода Берш в арабских источниках писали по разному: брш, либо брс. Страна, в арабских источниках называемая Берсилия, или ал(ь) Баршалия, находилась на территории современного Дагестана. Берс+иль иногда называется басилем (бас-главний+иль-род). Из чего следует, что в Хазарии властвовал род Ашина, правивший на Кавказе со времен правления Бумын-кагана и Истеми-кагана. За власть в каганате боролся и род дулу (тулу), входивший в состав гаогюйцев, из которых в сущности и вышел союз родов токуз огуз, в китайских летописях называемый хойхор (уйгур). У Плетневой есть такие сведения: “Кубрат принадлежал к роду Дуло (Дулу), который в Тюркском каганате боролся за власть с правящим родом Ашина” (С.А.Плетнева, Хазары. Москва. 1976. С. 21).
            По познаньской скульптурной композиции можно предположить, что у птицы КазаК было трое сыновей. Казахи издревле делятся на три жуза. В древности алшинцы жили в Семиречье, и в китайских летописях их называли да-юечжи, то есть большие-юечжи. Однако в тексте илийского памятника роды, заселявшие эти земли, называют себя Аз, или Аз елi — Азский народ (Т.Досанов. Тайна руники. С. 280-287). Хотя следует отметить, что китайцы зачастую сильно искажали имена своих соседей. В III веке до н.э. Семиречье начинают заселять усуни, и впоследствии уже они называются Великим Жузом (в неверном переводе на русский – Старший Жуз). Правом называться Великим Жузом обладал тот жуз, чьи кочевья располагались ближе всех к условной модели Мировой горы. Согласно представлениям тюрков, гора Бузтаг, на которой был установлен золотой трон Тенгри, была вдвое выше всех стоявших рядом гор. На всей территории древнего расселения тюрков-кочевников горой, вдвое превышавшей соседние и безусловно соответствовавшей названию Мировая Гора — Трон Тенгри, была признана Хан-Тенгри = Властелин-Тенгри, ибо именно на этой горе был установлен золотой трон, на котором восседал Тенгри!
            Интересно было бы знать, к какой волне переселения народов относились предки поляков, оставивших на фасаде познаньского здания тайные сведения о своем происхождении? Если не считать частые переселения азиатских скифов еще до новой эры, то первая большая волна переселения азиатов в Европу была вызвана походами Аттилы в 441—453 гг. В результате чего немалая часть воинов оставалась на завоеванных землях, неизбежно подвергаясь ассимиляции. Следует отметить, что кочевники в Европу шли вместе с семьями (на повозках). В истории известен случай, когда правнук Аттилы, сын булгарского хана Кобрата — хан Аспарух (рода дулат) со всей своей ордой перекочевал из причерноморских степей на Дунай. Где, объединившись с родственными им по крови дулебами-славянами (дулатами времен Аттилы), ими была создана Болгария. Вторая большая волна переселения народов была вызвана походами Истеми при правлении Бумын-кагана в 552 году. В памятнике Куль-Тигину после упоминания о походах Бумын-кагана и Истеми-кагана есть такие строки:“... вперед от Кадырханского нагорья, назад до Железных Ворот мы их расселили”. Под Железными воротами имеется в виду  хазарский Дербент  (Дебир-Железный + кент-город.О.Сулейменов. Аз и Я. 1975).
С началом распада хазарского каганата, вызванного притеснением степных кочевых хазар (черных хазар), шел непрерывный отток их на запад — в Турцию, Сербию (Моравию), Венгрию, Польшу, Германию и в Литву. По всей вероятности, умелых и бесстрашных хазарских воинов, обращавшихся с прошением о подданстве, везде встречали весьма радушно. Есть мнение, что гусары появились в Венгрии во второй половине XV века, когда король Матьяш Корш, победитель турок, назначил государственную повинность. Называлась она по-венгерски «huszar», что этимологизируют от husz – двадцать и ar – деньги. Это деньги, выделявшиеся на каждого 20-го из списков дворян, которые должны были нести службу в армии. Но, по нашему мнению, эта довольно поздняя этимология не является истинной. У древних тюрков воины с прикрепленными (позднее пристегнутыми) крыльями назывались hussar (происходит от древнетюркского huss-птица + еr-воин = птица-воин, и это, подчиняясь закону тюркского сингармонизма, могло звучать как қусар или гусар). И не случайно то, что на севере Азербайджана находится город Qusar. От города Qusar до Дербента (Железных Ворот) 49 километров. Напомнив строку из памятника Куль-тигину: “... вперед от Кадырханского нагорья, назад до Железных Ворот мы их расселили”, отметим, что это бывшая территория тюркского каганата.
Не следует исключать этимологию термина құсар от құс+ар, означающего «Благородная птица», то есть КазаК, составленного по аналогии с термином хазар. Отметим, что термин хазар восходит к қазар = қаз+ар, в значении благородная гусыня, учитывая при этом, что звук [х] появился у тюрков после принятия ислама. То есть термины қазақ и қазар — это синонимы.  Примечательно, что на западе Азербайджана находится город Казах (Qazah). Не лишним будет сказать о том, что, по сведениям византийского императора Константина Багрянородного (905 – 959 гг.), на Кавказе была страна Казахия: «Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии – страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы» (Константин Багрянородный. Об управлении империей).
В фонетическом плане слово құсар, произнесенное казахом, будет услышано неказахом именно как гусар. Есть еще одно очень важное обстоятельство, связанное с тем, что слово құс — птица в тюркских языках только у казахов произносится через [с] в конце слова, тогда как у остальных тюрков это слово произносится құш, гуш со звуком [ш] в конце слова. Очень важен и тот факт, что европейские гусары обязательно брили бороды, хотя их предкам – истинным кусарам брить бороды было ни к чему, ибо они были косе — безбородые, у которых росли  только усы! Впоследствии потомкам кусаров,    рождавшимся от смешанных браков, уже приходилось брить бороды. В польской армии гусары считались элитой, отличающейся безумной храбростью. 

40

Были крылатые всадники и в османской армии, которых называли дели — безумные, но отнюдь не кусар. Турецкий парный формант отрицания –deil (–не) может быть использован и отдельно: либо в шутливой deli, означающей безумные, сорванцы, либо в презрительной форме deli — безмозглый. Основная часть истинных крылатых гусар еще издревле поселилась в Польше, о чем недвусмысленно свидетельствует скульптурная композиция познаньского здания. Более того, лучшим из гусар были пожалованы титулы дворян, и они не жалели ни сил, ни жизни ради интересов и благополучия польского государства.
            Польский король Стефан Баторий (1576-1586) по поводу вооружения гусаров давал следующие указания: “... а те солдаты, которые будут служить в гусарах, должны иметь  хороших лошадей; выходя на войну, он должен садиться на коня с копьем, в латах, в налокотниках, в шлеме, с коротким ружьем, с саблей, с кончаром или с палашом...”. Это  типичный портрет  кочевого  воина. Известно, что длинный польский меч кончар был заимствован славянами у тюрков. Да и польский жупан или стеганый халат имеет общие корни со старинной казахской одеждой сырылган шапан (стеганый халат с подложкой из верблюжьей или овечьей шерсти).
 Таким образом, крылатые гусары, как оказалось, состоявшие из казакских родов, сражались в войсках Стефана Батория, Яна Сапеги и гетмана Ходкевича. Стефан Баторий в 1579-1582 гг. предводительствовал польскими войсками в Ливонской войне и одержал ряд побед над русскими войсками. Вторгшись на русскую территорию, безуспешно осаждая Псков (авг. 1581 — февр. 1582), он  заключил с Иваном IV мир, по которому Россия отказывалась от своих притязаний на Ливонию. Иван Грозный в послании к Стефану Баторию не раз намекал на то, что тот был вассалом турецкого султана (напр.: “что подъему просишь, и то вставлено из бессерменского обычая: такие запросы просят татаровя, а в хрестиянских государствах так не ведется...»), что вызвало резкий ответ Батория: «яко нам смееш припоминать так часто безсурмянство, ты, который еси кровь свою с нами помешал, которого продкове (предки) кобылье молоко, что укануло на гривы татарских шкал (кобыл) лизали...” (Генрих Штаден. Записки немца-опричника. Составление и комментарии к.и.н. С.Ю.Шокарева, М., 2002). Следует отметить, что в Европе и СССР в отношении тюркских народов долгое время применялся термин татар, являвшийся синонимом современного термина тюрк, который начал использоваться только с 1920 года в г. Баку. Но, тем не менее, на титульном листе школьных учебников (1950-1960 гг.) казахского или, к примеру, азербайджанского языка, если не ошибаюсь, была пометка: (для татарской школы).
            Фамилия польского короля Стефана Батория происходит от тюркского Батор — Герой. Исконность этой лексемы доказывается руническим текстом второго енисейского памятника, где она была представлена в форме батур или батор — герой (С.Е.Малов. Енисейская письменность тюрков. М-Л, 1952, С. 8). В тюркской рунике гласные [о] и [у] передавались одним знаком < = о, у.
            Невероятно, но польское имя Казимир также является тюркским. Оно образовано от Гусь-Каз+Имир-эмир = Гусь-Повелитель. Праматерь всего живого тотемная птица Каз действительно является властелином всего живого на Земле. Обладатель имени несомненно попадал под надежную защиту, ибо в сущности оно было обращением к небесной птице и имплицитно (скрытно) содержало просьбу: “Сохрани, Казимир — Гусь+Повелитель”! Имя Казимир понравилось полякам, ибо в этом имени они услышали славянское Кази+Мир, означающее Показывающий+Мир, Объявляющий+Мир, Несущий+Мир. Хотя, как правило, имена представителей татарских [тюркских] родов: Алшин, Жалаир, Найман, Уйшун, а также Татар мишциславцев и Татар клеццев непременно изменялись на польские  (Stanislaw  Dziadulewicz. HERBARZ  RODZIN  TATARSKICH W POLSCE. Wilno. 1929.). Выражаем глубокую признательность профессору Хенрику Янковскому за предоставленную книгу Станислава Дзядулевича.
            В Польше относительно скульптурной композиции здания в городе Познани никто ничего определенного сказать не смог. В 1855 году во Львове вышла в свет книгаНесецкого “Геральдика Польши” под редакцией Хиполита Ступницкого, представляющая собой родовые гербы польских дворян. В книге Несецкого изображён герб Огончик (стр. 196), который несомненно соответствует той знаковой информации, что представлена на фасаде познаньского здания:

41Несецкий дает его описание “В красном поле половина белой стрелы, вылетающей из половины кольца. На нашлемнике две девичьи руки вылетающие из короны. Род Огончиков произошел от рода Одровонжев из Моравии, что с несколькими разницами отражают гербы обоих родов. У этого герба встречается также название Погончик — то ли от погони за врагом, то ли от унижения язычника (польск. poganin), что невозможно точно определить, так как происходит из древних времен. Этот герб используют: Августиновский, Балинский, Бялоблоцкий, Беховский, Блох, Богорский, Боровецкий, Броневский, Бутовецкий, Цим, Чарнотульский, Черский, Домровский, Добецкий, Добруховский, Домаевский, Дрвалевский, Држевецкий, Дзялынский, Дзенцёловский, Годзишевский, Голенский, Горницкий, Горынский, Горжеховский, Гродзицкий, Гротковский (с той разницей, что руки над нашлемником держат кольцо), Хайко, Якимович, Кадзиловский, Киёвский, Клочко, Клодзский, Коханский, Коньча, Косьцелецкий, Косьцельский, Котлинский, Кучинский, Кучковский, Лесёвский, Лентовский, Магнушевский, Монковский, Малановский, Мияковский, Миколаевский, Мирославский, Мневский, Мнишек, Моравец, Муржиновский, Мысляковский, Недржвицкий, Недзьвецкий, Огоновский, Пачинский, Падзевский, Папроцкий, Паруль, Патинский, Погорский, Повала, Прошинский, Прушковский, Радоевский, Радзиковский, Росновский, Рошковский, Рожинский, Сангав, Сечковский, Сераковский, Северский, Скарбенский, Скоржевский, Скрзыпенский, Соколовский, Стаховский, Станский, Старосельский, Швыковский, Толвинский, Трояновский, Тржебуховский, Твардовский, Весёловский, Влевский, Волинский, Вольский, Войшик, Выдзержевский, Высоцкий, Закржевский, Заорский, Зарпальский, Збоинский, Зельский, Хултовский, Звольский” (HERBARZ POLSKI I IMIONOSPIS ZASLUZONICH LUDZI W POLSCE LUDZI WSZUSTKICH STANOW I CZASOW; ULOZONY PORZADKIEM ALFABETICZNYM NA PODSTAWIE HERBARZA NIESIECKIEGO I MANUSRYPTOW. LWOW. 1855).
            К сожалению, в изображении герба по Несецкому тамга в женских руках, а также скипетр и меч, выходящие из короны, исчезли, а вместе с ними – и информация о том, что род, обладающий данной тамгой, находится под защитой небесной птицы КазаK. Ибо на троне, представленном мировой горой Сумеру, изображенной в виде усеченной пирамиды, сидит Небесная Птица КазаК, и корона принадлежит только ей.
            Сто дворянских фамилий принадлежат роду Огончик. А что это слово означает? В книге В.А.Дaровского “Znaki pieczetne ruskie”, в таблице VIII на рисунке под номером 113 изображена тамга42— Огончик, а на странице 27-28 дан комментарий, в котором говорится, что название тамги имеет такие значения, как Огонь, Поганный, Хвост(Darowski W.A. Znaki pieczetne ruskie. Paryz. 1862. стр 27-28).
Следовательно, в польском языке одно из значений слова Огончик означает Огонь. Но это лишь подсказка, ключевое слово. Как мы говорили выше, тамга, изображенная на познаньском здании, принадлежит казахскому роду Адай. Ключевое слово адай на древнетюркском языке означает птенец (сравните огончик — птенчик). В Рунной Концепции птенец небесной птицы КазаК вылупляется в самый жаркий месяц года, то есть в Огонь=Од+Ай=Месяц. Понятие Огонь Месяц в Рунной Концепции графически отображается Крестом в лоне Полумесяца: 43 что передает нам информацию о половине или, иначе говоря, о середине месяца (июля). А в середине месяца луна полная! То есть под термином Огончик подразумевается Адай — Птенчик, вылупившийся в самый жаркий месяц лета, что, в сущности, и являeтся значением самой тамги Од+Ай —Огненный+Месяц (Круг с черточкой), иногда закодированной в изображение равнолучевого Креста. Кстати, у якутов есть род Одай, и, по сведению Б.О.Долгих, население бассейна реки Амги до сих пор называет себя Одайцами (Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960, с. 365, 542-544).
Есть и второе значение у герба Огончик: “У этого герба встречается также название Погончик — то ли от погони за врагом, то ли от унижения язычника (польск. poganin)...”, недвусмысленно свидетельствующее о том, что обладатели этой тамги в прошлом — кочевники. Отметим, что в русских летописях кочевников называют не иначе, как “поганый”, хотя доподлинно известно, что русы были в весьма близких отношениях со своими южными соседями.
                Мы рассмотрели материалы, свидетельствующие о древнем переселении казахов в Европу. Разность языков, культур, традиций и вероисповеданий, по сути, совершенно различных народов не стала помехой для объединения поляков и казахов, то есть тюрков и славян.
P.S. Прочитав статью, Марек Гавенский отыскал в интернете краткие сведения об этом здании, называемом Дворец Дзялынских. Дворец был построен в конце 1770-х годов (на месте, где стояли два средневековых дома) на деньги маршала Великого княжества Литовского Владислава Гуровски, который, по всей вероятности, был выходцем из рода Огончик. Следует отметить, что в Великом княжестве Литовском в огромном количестве проживали алшины, жалаиры, найманы и уйшуни, часть которых ассимилировали среди поляков, а часть  среди белорусов и русских.  Дворец выполнен в стиле классического барокко, между 1875-87 гг, по проекту Антония Хоне. С 1808 по 1872 гг. дворец принадлежал очень богатой и влиятельной семье Дзялынских из рода Огончик, а затем семье Замойских.